На рынке госзакупок грядут большие перемены

Правительство России на минувшей неделе одобрило законопроект о Федеральной контрактной системе, которая придет на смену закону о госзакупках.

Уже в конце мая законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» будет предложен на рассмотрение в Госдуму. Правда, перед этим в предложение Минэкономразвития России будут внесены некоторые правки.

Напомним, закон о госзукупках (94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») был принят в стране в 2005 году. Но очень скоро оказалось, что он несовершенен. Возможность демпинга приводила к тому, что конкурсы выигрывали ненадежные компании, которые могли выполнить работы некачественно, а то и вовсе их не выполнить. Именно поэтому по инициативе Ассоциации Благонадежных Поставщиков, был создан Всероссийский Реестр Благонадежных Поставщиков. Компания «БТП» является официальным партнером ВРБП.

Вообще же, о необходимости поменять не просто какие-то его пункты, а всю систему, эксперты и участники торгов говорили уже давно.

Федеральная контрактная система (ФКС) предполагает переход к регулированию полного цикла государственных закупок. Она должна обеспечить новое качество управления государственным заказом. А качество заключается в том, что помимо самого процесса закупки будет введена стадия прогнозирования и планирования государственных закупок, а также содержательный аудит исполнения контрактов.

Новая система, к радости участников рынка, уходит от принципа «дешевле — значит лучше». Теперь с демпингованием будет бороться двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием (так называемый, квалификационный отбор), запрос предложений. Также к критериям выбора поставщика услуги помимо цены добавятся сроки поставки, расходы на эксплуатацию и ремонт, условия гарантии, качественные характеристики объекта закупок. Нижний порог цены должен составлять не менее 75% от изначально заявленной.

Кроме того, появляется возможность одностороннего расторжения контракта в случае нарушения его существенных условий, как для заказчика, так и для исполнителя. Более четко планируется разделить и полномочия по реализации данных норм и между различными уровнями власти.

Но пока законопроект еще не обсуждался в Госдуме, многие эксперты уже говорят о необходимости внесения поправок. Во-первых, сама система становится менее прозрачной — появляются критерии, которые позволяют отсекать неугодных поставщиков. А это, как мы знаем, для нашей страны может быть чревато неприятными последствиями.

Так в общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» заявили, что существенное расширение перечня способов размещения заказа требует исключения или видоизменения вновь введенных. Среди них — конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений.

«Действительно, рынок госзакупок уже заждался перемен, однако я считаю, что данный законопроект еще на этапе обсуждения нужно согласовать с другими нормативными актами, регулирующими госзакупки, чтобы не случилось потом противоречий, — отмечает руководитель Удостоверяющего центра ООО „БТП“ Ирина Беспалова. — Кроме того, считаю, что есть смысл более детально прописать ответственности заказчика за недостижение результата контракта ».

В целом, понятно, что система будет изменена кардинально. Остается надеяться, что страна уже не наступит на те же грабли.

Справочно:

Правовые новости. Специальный выпуск

«О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. Обзор предполагаемых изменений системы государственных закупок»

http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2012-05-30.html#rev1436389